Участие Либера В.Э. в мероприятиях ОП РФ и Всемирного Русского народного собора 9.11-10.11.15г.

Приглашение принять личное участие в работе секции
Приложение к письму 258/К - ВРНС от 19.10.2015 г.
Либер Валерий Эдуардович, выпускник Московского Суворовского Военного Училища
Член Президиума Всероссийского Союза Кадетских Объединений «Открытое Содружество Суворовцев, Нахимовцев и Кадет России»
Учредитель и Президент благотворительного фонда «Спешите творить Добро»
Член Попечительского Совета Иваново-Вознесенского Кадетского корпуса им. генерал-фельдмаршала Шереметева Б.П.
Меценат Ежегодной Национальной премии «Лучшему Суворовцу и Кадету» (г. Москва, Кремль).
Выступление на форуме ОП РФ и ВРНС 9.11.15г.
Секция «Развитие кадетского образования в РФ»
Тема выступления:
«Кадетское образование в России в модели государственно-частного партнерства»
Взаимодействие государства и частного сектора общества для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России.
Россия - страна духовная, и в этом, видимо, одна из главных особенностей ее национального менталитета. Об этом неоднократно писали В. Ключевский, Н. Бердяев, Н. Лосский и другие выдающиеся мыслители. С этим исторически связана и своеобразная этика русского бизнеса, и такое уникальное явление, как "громадные масштабы» благотворительности и меценатства. Отзывчивость на чужую беду у русского народа в крови. Это с удивлением отмечали и отмечают иностранцы. Корни и традиции ее уходят в незапамятные времена. Общество Древней Руси руководствовалось христианскими заповедями: «Призирайте на нужды ближнего своего... Призирайте нищих, оденьте нагих, напитайте алчущих... Бог призревал сирот...» Призреть - отнестись с участием.
Благотворительность в годы становления Киевской Руси была частным делом и не включалась в круг государственных обязанностей. В летописных источниках найдено множество примеров проявления милосердия к убогим и нищим. Знакомясь с евангельским учением о необходимости помогать ближнему, Великий князь киевский Владимир (980-1015) сам показывал пример сострадательности и человеколюбия. Он позволял «всякому нищему и убогому» приходить на княжий двор, а для больных, которые сами не могли приходить, - отправлял повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбою, овощами, медом и квасом.
В пореформенной дореволюционной России при крайней поляризации богатства и бедности частная благотворительность стала надежным регулятором социальною равновесия и устойчивости государственной власти. В то время, по словам исследователя благотворительности П. А. Бурышкина, на благотворительную деятельность смотрели как на «своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою... на выполнение какого-то свыше назначенного долга».
В советский период истории нашей страны благотворительность и меценатство по объективным причинам утратили свою былую значимость.
Однако, сегодня, меценатство вновь весьма актуально и является важной областью, на развитие которой, как показывает опыт, направлена культурная политика во многих странах.
Для современной России меценатство и государственно-частное (государственно-общественное) партнерство (ГЧП) наиболее актуальным стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни ведет к росту поляризации богатства и бедности, затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес всегда заинтересован в новых объектах для инвестирования и не только ради извлечения прибыли, но и для патриотического и гражданского самовыражения путем решения социально-значимых для Общества задач. Этим достигается социальная устойчивость общества. Президент РФ Путин В.В. в одном из своих выступлений указывает на роль и значение ЧГП для развития общества: «Нужно создать режим наибольшего благоприятствования для работы в социальной сфере для некоммерческих и общественных организаций…Нам необходимо сделать институт государственно-частного партнерства одним из важнейших механизмов реализации социальной политики» (выступление на расширенной коллегии Минздравсоцразвития РФ 16 марта 2012г.).
Государственно-частное (государственно-общественное) партнерство представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий, организаций) или общественных некоммерческих организаций на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (достижения социально значимых целей, например, благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).
В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
- ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.
Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и материальной поддержки всегда играла существенную, а, подчас, и решающую роль в развитии и функционировании таких сфер культуры, как искусство и образование, в том числе, военное и патриотическое воспитание молодежи для будущего служения Отечеству на поприще государственной службы. Так, большинство кадетских образовательных учреждений (КОУ) периода императорской России, выполнявшие именно такие задачи, были созданы и осуществляли свою деятельность по инициативе и на средства передовых для того времени граждан-патриотов; в их числе: 1-ый Московский КК (образован в 1878г. на базе Шкловского благородного училища; создатель и первый директор генерал Зорич С.Г.,), Оренбургский КК им. Неплюева И.И. - первого губернатора города и учредителя КК, - чья семья внесла более половины необходимых средств (1825 г.), Сумской КК, Орловский - Бахтина КК и многие др.
В 90-е годы ХХ века Российское государство находилось в крайне тяжёлом состоянии: распад Советского Союза привёл не только к существенному ослаблению экономики страны, но и к значительному разрушению морально-нравственных устоев в обществе на всех его социально-политических уровнях. А это уже серьезная угроза для государственной власти и социальной устойчивости Общества. Именно, в этот опасный и смутный период возникла острая необходимость создать новые образовательные организации, которые бы смогли решить вопрос оказания необходимой социальной поддержки, а также патриотического и нравственного воспитания юного поколения, а не только его обучения, чем были заняты обычные школы. Надо было создать новую привлекательную идею, которая бы объединяла ребят, задавала им высокие нравственные ориентиры в жизни и формировала потребность беззаветного и бескорыстного служения Отечеству как на военном, так и гражданском поприще.
Говоря о значении подготовки государственных служащих О. Бисмарк утверждал: "С плохими законами и хорошими чиновниками управление еще возможно, но с плохими (прим. Автора: читай непрофессиональными и невоспитанными (безнравственными)) чиновниками не помогут никакие законы".
И здесь, как и в прошлые времена, на помощь Отечеству пришли его лучшие сыны: в поисках решения этого вопроса в рядах ветеранов-суворовцев и нахимовцев появилась идея воссоздания в России кадетских корпусов (КК), назначением которых исторически и было решение этой задачи. Примечательно, что в числе первых КК, возрожденных их усилиями, были, именно, Первый Московский Кадетский корпус (1993 год) и Оренбургский Кадетский корпус имени Неплюева И.И. (1995г.).
Так, 16 марта 1993 г. Московский Суворовско-Нахимовский Союз принял решение о создании Первого Московского кадетского корпуса, а уже в мае того же года он был сформирован и получил свое дальнейшее развитие усилиями и на средства ветеранов-кадет. Директором КК назначен полковник Кирсанов Владимир Владимирович, выпускник суворовского военного училища. Он и оставался его руководителем до последнего часа своей жизни. Сейчас, это один из лучших КК России.
Последним ярким примером такого ГЧП является воссоздание в г. Хабаровске одноименного Кадетского корпуса имени Муравьева-Амурского, что стало возможным в результате проведения в этом городе осенью 2014г. 4-ого Общероссийского съезда ВСКО ОС СНКР и достигнутых при этом договоренностей с губернатором Хабаровского края.
Но, не везде процесс создания КК проходит так успешно. 16-ть лет назад так же усилиями офицеров-ветеранов ВС МинОбороны и при поддержке кадетских организаций РФ в г. Иваново при одной из средних общеобразовательных школ был создан Иваново-Вознесенский КК имени генерал-фельдмаршала графа Шереметева Б.П. (ИВКК). К сожалению, последние 8-10 лет местная власть не обращает на него практически никакого внимания. Корпус, в котором по 7-ми-летней программе КО дневного пребывания обучаются более 150 ребят, давно перерос статус «кадетского класса», к которому относится в силу формальных положений федерального закона «Об образовании», и широко известен не только в Ивановской области, но и далеко за ее пределами. Однако, ИВКК, как и многие другие КК страны, финансируется по «по-душевому» принципу и, практически, на уровне обычных классов обычной общеобразовательной школы. Корпус выживает и развивается только за счет поддержки Попечительского совета КК и ежегодной финансовой помощи в размере 1,5-2,0 миллионов рублей, которую ему оказывает Благотворительный фонд «Спешите творить Добро» (Учредитель и Президент фонда Либер В.Э., выпускник Московского суворовского училища 1978г., учредитель Группы инвестиционно-строительных компаний «Феникс»). Фонд мог бы оказывать и гораздо большую поддержку ИВКК, но его возможности ограничены личными средствами его учредителя и средствами ГК «Феникс», социально-ориентированную деятельность которых местная власть не только практически не поддерживает, но и, зачастую, просто препятствует развитию строительного бизнеса ГК «Феникс»,, устанавливая им ничем не обоснованные, а, порой, просто противоправные требования. И это, несмотря на то, что за последние три года этими организациями и лично их учредителем были профинансированы многочисленные социально значимые проекты регионального и общероссийского уровня на общую сумму более 14-ти миллионов рублей.
Инициативной группой ветеранов-суворовцев подготовлен проект создания в Ивановской области регионального КОУ типа «кадетский корпус» с учетом накопленного практического опыта КО РФ (инициатор и руководитель проекта Либер В.Э., выпускник Московского СВУ). (Презентация проекта идет параллельно докладу).
Предлагается два основных варианта проекта:
- создание абсолютно нового КК на земельном участке, выделенном Правительством Ивановской области (несколько участков уже подобрано), при условии финансирования проекта со стороны федеральной и региональной власти и региональных предпринимательских структур, в том числе Благотворительного фонда «Спешите творить Добро» (Учредитель и Президент фонда Либер В.Э., выпускник Московского суворовского училища 1978г.) и Группы инвестиционно-строительных компаний «Феникс» (Учредитель Либер В.Э.), которые могли бы взять на себя до 50% финансовых затрат. Срок реализации этого варианта проекта около 4-7-ми лет (в зависимости от условий финансирования). Общий потребный объем финансирования от 350 млн. рублей и более (в зависимости от наполняемости инфраструктуры проекта);
- реконструкция уже созданного Иваново-Вознесенского КК имени генерал-фельдмаршала графа Шереметева Б.П. на базе МОУ «Средняя школа №43» под штатную численность до 300-350 кадет.
В этих целях предлагается реконструкция существующих зданий (учебных корпусов и вспомогательных хозяйственных построек), а так же строительство и оборудование дополнительных сооружений, в том числе: крытого спортивного комплекса, спального корпуса, тира и открытых объектов: легкоатлетической площадки, площадки игровых видов спорта (баскетбол и мини-футбол), военно-спортивного городка и строевого плаца. Срок реализации этого варианта проекта до 3-х лет. Общий потребный объем финансирования около 170 млн. рублей.
В этом случае будет достаточно финансирования со стороны Правительства Ивановской области, Администрации г. Иваново и региональных предпринимательских структур, в том числе Благотворительного фонда «Спешите творить Добро» (Учредитель и Президент фонда Либер В.Э., выпускник Московского суворовского училища 1978г.) и Группы инвестиционно-строительных компаний «Феникс» (Учредитель Либер В.Э.), которые могли бы взять на себя большую часть финансовых затрат.
Однако, наши предложения уже третий год не находят должной поддержки ни в Правительстве Ивановской области, ни в Администрации г. Иваново. Лишь несколько дней назад дело, вроде бы, сдвинулось с мертвой точки: после презентации данного проекта на дискуссионной площадке по КО в Общественной палате Ивановской области ее руководством принято решение рекомендовать проект Правительству Ивановской области, да и то в каком-то невнятном виде, а именно: команда проекта предлагала Правительству Ивановской области «выйти в Правительство РФ с предложением о создании в Ивановской области регионального образовательного учреждения типа «кадетский корпус», а ОП Ивановской области «робко» предлагает ему, лишь, «рассмотреть возможность создания образовательного учреждения со специальным наименованием «кадетская школа-интернат», что далеко не одно и то же и сточки зрения уровня стоящих перед ними (КК и школой) задач, и с точки зрения качества финансирования. Не говоря уже о том, что законодательство РФ в существующем виде практически препятствует исполнению предложения в такой форме по причинам:
1. Закон не предусматривает создания образовательного учреждения со специальным наименованием «кадетская школа-интернат», что предлагается ОП Ивановской области.
2. МОУ «Средняя школа №43», на базе которой создан ИВКК, по определению является собственностью муниципального образования г. Иваново, а образовательное учреждение со специальным наименованием «кадетский корпус» может быть создано (учреждено) только Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации.
Как член Президиума СКО ОС СНКР и его Региональный представитель в Ивановской области прошу ОП РФ и ВРНС:
1. Поддержать реализацию Проекта «Создание Регионального КОУ типа «кадетский корпус» в Ивановской области».
2. Обязуюсь оказать финансовую поддержку этому Проекту в размере не менее 100 миллионов рублей в ближайшие 3-4-ре года, начиная с 2016г.
Кроме того, практика деятельности учреждений кадетского образования (УКО) показывает, что Кадетское образование (КО) нуждается в твердом и четком государственном управлении, в том числе, путем проведения всеобщего и всеобъемлющего регламентирования и стандартизации происходящих в нем процессов как на региональном, так и, в первую очередь, на федеральном уровне.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Статья 86 устанавливает перечень общеобразовательных организаций со специальными наименованиями, имеющих «целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе…». Однако, ни этот федеральный закон, ни иные существующие нормативно-правовые акты не определяют единые порядок и требования по организации и осуществлению образовательно-хозяйственной деятельности в образовательных организациях со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус".
Такое состояние дел в сфере реализации требований федерального закона «Об образовании в РФ» не дает практически никаких реальных прав и возможностей для эффективной организации образовательно-хозяйственной деятельности в этих специальных учреждениях никому из реальных участников этого процесса, вносит хаос и неразбериху в решение важной государственной задачи по подготовке «несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе», а фактически срывает ее выполнение.
Институт Кадетского образования, как часть системы образования вообще и культуры в целом – институтов государственных, является, по определению, объектом управляющего воздействия со стороны органов государственной власти.
Для обеспечения высокой эффективности управления процесс такого воздействия необходимо организовать и упорядочить путем разработки и внедрения в область КО соответствующих регламентов (стандартов) как федеральных, так и региональных.
Стихийность процесса создания УКО при всеобщем и, зачастую, полном непонимании целей и задач КО со стороны управляющих государственных и муниципальных органов системы общего среднего образования привела к значительному размыванию исторического смысла и предназначения КК как государственных образовательных учреждений, предназначенных, в том числе, для начальной профессиональной подготовки подрастающего поколения к будущему служению своему Отечеству на государственной службе. И, как следствие, недостаточной эффективности воспитательного процесса в созданных УКО. А это не просто недопустимо, но и чрезвычайно опасно. Еще несколько тысяч лет назад известный древне-греческий философ Платон утверждал: «Государство и Общество, не занимающиеся образованием (читай воспитанием и обучением) своего народа, обречены на разрушение». Складывается парадоксальная, но очень опасная ситуация, когда наши Общество и Государство тратят значительные народные средства на создание специальных закрытых образовательных учреждений для подготовки будущих великих спортсменов, шахматистов, физиков, математиков и т.д., но при этом почти не уделяют внимания воспитанию и обучению будущих государственных служащих, из которых и будет, в дальнейшем, формироваться государственная управляющая элита всех уровней власти, и которой Общество доверяет фактически неограниченно распоряжаться всенародным достоянием (природными и человеческими ресурсами страны). К чему приводит такое невнимание Общества и Государства к процессам воспитания народа и его будущих государственных служащих, мы сегодня наглядно видим на примере Украины, где, вследствие этого, наступили гражданская война и, по сути, развал государственной власти. Да и не только там. Частые и регулярные «посадки» в места не столь отдаленные высокопоставленных государственных чиновников за корыстные преступления в нашей стране указывают на ту же «болезнь воспитания нравственности». К сожалению, сегодня наши обычные школы, а затем и ВУЗы, зачастую, готовят обученных, но безнравственных граждан, а, значит, и это не исключено, потенциальных государственных служащих-преступников. Таким образом, задача подготовки лучшей, наиболее способной, части нашей молодежи к будущей государственной службе – задача, априори, государственной важности, и, поэтому, Государство не имеет права оставаться в стороне от решения этой задачи.
23 июня 2015 года на заседании Общественной палаты РФ Президент России В.В. Путин отметил необходимость установления «общего представления и общего регулирования» институтом Кадетского образования.
Примечание. Государственная служба в Российской Федерации имеет глубокие исторические традиции; отмечается преемственность в законодательном регулировании государственной службы на всем протяжении ее существования.
Современная государственная служба (ГС) организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. Поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции и других органах, т.е. специализированные виды государственной службы.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
ГС базируется на исторически устоявшихся принципах и нормах.
Принципы государственной службы - это основополагающие нормативно-правовые начала, установления, выражающие объективные закономерности в системе организации и функционирования государственной службы, а так же специфику, основное содержание и тенденции развития данного правового института, обеспечивающие успешное и эффективное решение задач, поставленных перед ней Обществом.
И принципы эти, именно, правовые, т.е. нормативно закреплены и прослеживаются во всех правовых источниках, регулирующих данную сферу. Они обусловливают значимость, законность и социальную ценность государственно-служебных отношений.
Все принципы государственной службы тесно взаимосвязаны и призваны действовать обязательно в системе: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов и эффективности системы в целом.
Принципы государственной службы являются важнейшей основой разработки и реализации государственной кадровой политики, в том числе в области воспитания и обучения, т.е. образования и, в том числе, Кадетского образования.
В свете всего сказанного мы предлагаем следующие Базовые подходы к новому Государственному образовательному стандарту кадетского образования (на опыте образовательно-хозяйственной деятельности суворовских военных училищ):
Общие положения
1. Федеральный государственный образовательный стандарт Кадетского образования (далее – Стандарт КО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования с учетом дополнительной компоненты, обеспечивающей реализацию программ начального профессионального образования государственной службы (военной или гражданской) по установленной специализации.
2. При формировании нового Стандарта КО предлагается принять за основу структуру и основные положения Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413), переработав и дополнив его необходимыми положениями и требованиями, обусловленными особенностями задач КО.
3. Стандарт должен включать в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы и программ начального профессионального образования государственной службы (далее программы);
- к структуре изучаемых образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей образовательных программ и их объему, а также к соотношению обязательной части образовательных программ и части, формируемой участниками образовательных отношений;
- к условиям реализации образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам освоения образовательных программ, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации.
4. Стандарт КО должен быть разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и должен обеспечить максимальное соответствие всеми выпускниками УКО идеальному «портрету выпускника кадетского образовательного учреждения-идеального кадета», обладающего следующими основными личностными характеристиками нравственного гражданина, как-то:
- бескорыстно и беззаветно любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции и готовый их защищать, в том числе, с оружием в руках;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа и человечества; осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный самостоятельно осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
- подготовленный к осознанному выбору профессии государственной службы, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
- обладающий лидерскими задатками и умением разумно управлять коллективами служащих в целях наиболее эффективного выполнения поставленных перед ним задач государственной службы.
5. Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся (кадет), освоивших основную образовательную программу среднего общего образования и дополнительную программу начального профессионального образования государственной службы (военной или гражданской) по установленной специализации.
1. Базовые подходы к формированию основных компетенций
Суворовские военные (нахимовские военно-морские) училища, президентские кадетские училища, кадетские корпуса Министерства обороны, других федеральных министерств и ведомств, и субъектов Российской Федерации, образуют систему начального (первичного) профессионального образования государственной (военной и гражданской) службы на базе учреждений кадетского образования (УКО).
1. Образовательная деятельность учреждений кадетского образования строится на постулатах и традициях Русской кадетской педагогической системы, основанной не только на общих методологических принципах, но также и на специфических коренных русских идейных и мировоззренческих началах.
Учреждения кадетского образования (УКО) комплектуются на условиях конкурсного отбора из детей возраста 10-11-ти лет (абитуриентов), успешно сдавших конкурсные вступительные экзамены (тесты, испытания) и прошедших медицинские комиссии (обследования) для оценки состоянию здоровья на соответствие установленным профессиональным требованиям.
Для достижения установленных уставных целей УКО (по отношению к своим воспитанникам) должны:
• организовать тщательный профессиональный отбор наиболее генетически сильных, здоровых и способных детей с лидерскими задатками (претендентов на обучение), желающих и готовых успешно осваивать наряду и параллельно с общей средней образовательной программой еще и дополнительную программу начальной профессиональной подготовки к будущей государственной службе (военной или гражданской);
• обеспечить высокий уровень воспитания и обучения учащихся путем тщательного отбора и системной профессиональной подготовки (переподготовки) воспитателей (офицеров-воспитателей) и преподавателей, тщательной разработки общей программы и отдельных предметов обучения, общих педагогических структур и норм образовательного процесса, руководствуясь принципом «лучших должны воспитывать только лучшие», а так же создания и постоянного совершенствования необходимой материально-технической базы для эффективной организации образовательной деятельности;.
• обеспечить в процессе образовательно-хозяйственной деятельности категорическое и безусловное соблюдение постоянным Министерстве образования и науки кадровым составом УКО и учащимися (кадетами) внешней и внутренней дисциплины, а так же правил и норм внутренней жизни;
• именно и прежде всего, воспитывать своих учащихся (кадет), а затем, и обучать их всему тому, что необходимо для исполнения своего главного предназначения - служения своему Отечеству, - т.е. воспитывать добродетельного человека и, вследствие этого, хорошего гражданина, а затем и хорошего государственного служащего (руководителя);
• прививать своим учащимся (кадетам) с первого и до последнего дня пребывания в УКО идею верного служения своему Отечеству на военном и гражданском поприще с детства, основанного на Вере и любви к нему, а так же иных специфических коренных русских идейных и мировоззренческих началах;
• воспитывать у кадет высокие нравственные качества (любовь к Родине и готовность к самопожертвованию ради нее, товарищество и коллективизм, уважение к старшим и забота о младших, сострадание к больным и калекам и так далее), понятия чести и достоинства, гражданского долга и ответственности;
обеспечивать укрепление в них общих религиозных и нравственных верований и традиций и установление цельной системы жизненных концепций, базирующихся на этих верованиях и традициях;
• давать учащимся (кадетам) полное общее среднее образование, в том числе: возможно глубокое знание основ русской национальной культуры, истории, русского языка и литературы, основ православного религиозного воспитания; высокий уровень общей культуры,- и обеспечивающее способность обучаемых грамотно, устно и письменно, четко и ясно формулировать свои мысли, а также аргументированно и логически обоснованно выражать их хорошим русским литературным языком; при этом обращать особое внимание на ясное понимание учащимися (кадетами) общего смысла отдельных наук, а не на зубрёжку их деталей.
• давать воспитанникам углубленные знания по учебному предмету права, в том числе:
- владение знаниями о российской правовой системе, особенностях ее развития;
- сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
- сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
- сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;
- начальные знания по военному управлению и государственному администрированию, а также гражданскому и военному законодательству;
• формировать у кадет навыки системного анализа; при этом особенное внимание необходимо обращать на развитие способностей для анализа любой информации и любых ситуаций, способности к формированию идей и концепций, а также способности для выработки самостоятельных положительных предложений и принятия самостоятельных правильных решений;
• развивать способности кадет к самостоятельной государственнической политической и нравственной социальной ориентации;
• знакомить кадет с основами геополитики и аксиополитики;
• развивать у кадет осознанное желание и способность к труду, к постоянной самостоятельной личной образовательной и физической подготовке в сочетании с готовностью к товарищеской взаимопомощи и взаимовыручке;
• развивать у кадет осознанную способность и готовность к обоснованному регламентированному подчинению старшим (начальникам) по должности (званию), внутреннюю привычку к высокой самоорганизации и дисциплине, а так же навыки и умение быть лидером и организатором действий подчиненного коллектива (сверстников-кадет, военнослужащих и гражданских служащих);
• давать учащимся отличные знания и разговорные навыки иностранных языков, позволяющие успешно сдать испытания по специальности переводчик-референт 1-2 иностранных языков;
• прививать учащимся хорошие манеры поведения в обществе и правила хорошего тона, основы этикета, эстетические вкусы и гигиенические правила;
• давать учащимся основы информационно-компьютерных технологий и программирования; вырабатывать у них прочные навыки владения персональным компьютером на уровне уверенного пользователя;
• давать учащимся (кадетам) необходимые начальные знания тактико-технических характеристик, конструкции, технической эксплуатации и боевого применения основных видов вооружения и военной техники, а так же вырабатывать у них устойчивые базовые навыки в управлении автомобильной и гусеничной техникой;
• тренировать у воспитанников высокий уровень физической и психологической подготовки;
• давать твердые знания конструкции, обслуживания и эксплуатации основных видов стрелкового и холодного оружия; вырабатывать общие навыки владения стрелковым и холодным оружием, а также боевыми единоборствами, в т.ч. приемами армейского рукопашного боя;
• вырабатывать у учащихся (кадет) устойчивые начальные навыки действий в чрезвычайных обстоятельствах с высоким уровнем психологического и физического напряжения, в т.ч. в затрудненных (сложных) условиях для выживания;
• вырабатывать у воспитанников твердые знания и базовые навыки управления коллективами служащих:
- для учащихся (кадет) УКО военного профиля государственной службы - воинскими коллективами на уровне командира отделения - заместителя командира мотострелкового взвода;
- для воспитанников (учащихся) УКО гражданского профиля государственной службы - твердые знания и базовые навыки коллективом специалистов гражданской государственной службы (по установленному профилю специализации).
2. Получение (усвоение) каждого из перечисленных выше базовых (начальных) профессиональных знаний и навыков должно подтверждаться соответствующим аттестационным документом (сертификатом соответствия, дипломом, аттестатом) и давать выпускникам УКО право работы (службы) по полученным специальностям.
3. Обучение в УКО должно начинаться с 10-11 лет и непрерывно продолжаться в течение 7-8-ми лет до полного завершения освоения установленных программ обучения.
4. По завершении программы неполного среднего общего образования и получении аттестата о его освоении воспитанником УКО (кадетом), его родителями (попечителями) и командованием училища (корпуса) должен решаться вопрос о месте продолжения им своего образования:
• либо в обычном учреждении общего среднего (специального) образования, если учащийся по каким-либо причинам не может (или не желает) продолжать обучение в данном УКО;
• либо в УКО (данном или ином) при условии успешного освоения учащимся программы неполного среднего общего образования и принятия на себя обязательства о поступлении после окончания УКО в учреждения военного (гражданского) профессионального образования, исходя из установленного УКО государственного заказа и имеющейся разнарядки профессиональных образовательных учреждений, и на основании собственного выбора учащимся своей профессиональной специализации, а так же достигнутых учащимся-выпускником итоговых результатов (оценок) по отдельным профильным предметам (дисциплинам) и уровня образовательной подготовки (обучения) и дисциплины, в целом.
5. В случае принятия воспитанником УКО положительного решения и принятия на себя обязательства о поступлении по окончании УКО в учреждение среднего (высшего) военного образования, и при наличии собственного желания на последнем году обучения он может быть приведен к Воинской Присяге.
6. В образовательных программах УКО должен быть предусмотрен ежегодный выезд воспитанников (кадет) в оздоровительные летние лагеря длительностью не менее одного месяца, а на последних двух годах обучения должна проводиться практическая стажировка (войсковая стажировка) в учреждениях государственной службы (воинских частях и/или учреждениях).
7. В течение двух последних лет обучения на основании личной предрасположенности (личных предпочтений, способностей и возможностей), а также по результатам психологического профессионального тестирования, должна определяться будущая профессиональная специализация каждого воспитанника.
8. Государственная (войсковая) стажировка на последнем году обучения (курсе) должна носить характер и иметь статус государственного экзамена и учитывать выбранную воспитанником профессиональную специализацию, а ее завершение должно оформляться соответствующим итоговым документом (сертификатом соответствия, аттестатом) о получении начального профессионального образования государственной службы.
9. Выпускники учреждений кадетского образования должны иметь право первоочередного (без вступительных экзаменов и испытаний) поступления (зачисления) на первые (вторые) курсы учреждений базового высшего образования государственной (гражданской и военной) службы.
10. Система получения первичного (начального) военного образования должна обеспечить высокий уровень и гуманитарного среднего образования, а так же безусловную государственно ориентированную социализацию своих выпускников, их общую готовность к условиям (вызовам) реальной жизни и к успешному продолжению государственной службы (служебной карьере), в том числе обеспечить их высокую конкурентоспособность на рынке труда.
11. Учащиеся (кадеты), успешно осваивающие программу обучения (не имеющие неудовлетворительных оценок по учебным предметам и нарушений внутренней дисциплины) выходные (праздничные) дни с разрешения своих командиров (руководителей) могут быть отпущены в увольнение (отпуск) за пределы территории УКО.
12. В периоды школьных каникул (праздники) учащимся УКО (кадетам), успешно осваивающим программу обучения (не имеющим неудовлетворительных оценок по учебным предметам и нарушений внутренней дисциплины) предоставляются отпуска с выездом по месту проживания родителей (попечителей).
13. Во все остальное время (кроме случаев, указанных в п.п.11 и 12) учащимся (кадетам) запрещено самостоятельно (без сопровождения командирами (руководителями)) покидать расположение УКО (территорию, занимаемую УКО).
5. Об исполнительной вертикали кадетского образования
Правда жизни состоит в том, что кроме Президента России и общественных организаций кадет-ветеранов (выпускников СВУ и НВМУ прошлых лет, прошедших суровую школу офицерской судьбы), не понаслышке знающих эффективность и ценность «настоящего» кадетского образования, эту важнейшую задачу государственного строительства России никто не осилит.
Попечительские советы УКО, решая вопросы улучшения быта кадет и качества инфраструктуры образования, зачастую, оставляют без внимания и контроля все сферы прямой и ежедневной работы, то есть идеологию, воспитание, учебный процесс и само функционирование этих образовательных учреждений как особых административных (военных) организмов.
Все это настоятельно требует принципиально другого уровня подходов к решению этой задачи, так как уже сегодня создается опасность "растворения" кадетского образование в партийных и региональных потребностях в кадетском движении (то есть, в подручном электорате), что вообще недопустимо в принципе.
Нам представляется, что крайне необходимо срочное создание исполнительной вертикали государственного управления кадетским образованием России.
Для того, чтобы кадетское образование (КО) как система начального профессионального образования государственной службы России и кузница государственной и народной элиты была успешной, представляется важным, чтобы главным попечителем, куратором и администратором УКО стал Президент России лично, а его специальный Помощник по делам Суворовских военных (Нахимовских военно-морских) училищ и Кадетских корпусов, как Председатель комитета (отдела, управления) по кадетскому образованию Администрации Президента России, возглавил единую исполнительскую вертикаль управления КО, доходящую до уровня Федеральных округов и субъектов Российской Федерации.
Для управления кадетским образованием в России в Министерстве образования и науки Российской федерации (Минобрнауки), во всех заинтересованных министерствах и ведомствах федерального и регионального уровней создаются соответствующие департаменты (управления) кадетского образования.
Представляется целесообразным, чтобы должность Помощника Президента России (Председателя Комитета (отдела) Администрации Президента по кадетскому образованию) и подобные должности соответствующих департаментов министерств и ведомств занимал только и, исключительно, человек «военный» и опытный (офицер запаса), успешно окончивший в свое время СВУ, НВМУ или Кадетский корпус, имеющий высшее образование по специализации государственной службы, прослуживший не менее 10-ти лет на государственной службе (военной и гражданской) и зарекомендовавший себя за это время как образованный профессионально подготовленный служащий-руководитель, настоящий гражданин и патриот своего Отечества.
Только тогда, существующая система суворовских и нахимовских училищ, кадетских корпусов и других учреждений общего образования, построенная на национальных исторических ценностях служения Отечеству, станет основой государственной патриотической социализации всего нашего общества, и даст России новые достойные поколения ее защитников, управленцев и просто порядочных ответственных граждан.
Благодарю за внимание.
Список лиц, планируемых в качестве докладчиков и выступающих в ходе работы секции «Развитие кадетского образования в РФ»
№ п/п | Должность, воинское звание | Фамилия, имя, отчество | Тема выступления | Наличие тезисов выступления | Приме-чание |
1. |
Герой России, Первый заместитель секретаря Общественной Палаты Российской Федерации |
Бочаров Вячеслав Алексеевич |
Доклад – «Патриотическое и воинское воспитание в России и его кадетская компонента: о поручении Президента Российской Федерации по развитию кадетского образования» Заключительное слово: «Дорожная карта развития кадетского образования» |
|
|
2. |
Член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора, первый вице-президент Объединения высших офицеров России генерал-лейтенант профессор |
Шатохин Владимир Яковлевич |
Доклад – «Патриотическое воспитание-важнейшее направление деятельности Всемирного Русского Народного Собора» |
|
|
3. |
Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и безопасности |
Озеров Виктор Алексеевич |
Доклад – «Патриотическое воспитание-важнейшее направление деятельности Всемирного Русского народного Собора» |
|
|
4. |
Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции |
Яровая Ирина Анатольевна |
Доклад – тема не поступила |
|
|
5. |
Президент Коллегии военных экспертов, Почетный Председатель Всероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России» генерал-майор
|
Владимиров Александр Иванович |
Тема выступления: «Кадетское образование – что это такое? Кадетское образование как начальное профессиональное образование государственной службы» |
|
|
6. |
Начальник Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» генерал-лейтенант |
Макаревич Олег Леонтьевич |
Тема выступления: «Перспективные направления в обучении и воспитании кадет России, необходимые для дальнейшего повышения своего профессионального уровня, в том числе в сфере высшего военного профессионального образования» |
|
|
7. |
Директор Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Кадетская школа-интернат № 1 «Первый Московский кадетский корпус» генерал-майор |
Крымский Владимир Яковлевич |
Тема выступления: «О системе кадетского образования в России: кадетский корпус, как основа системы кадетского образования в России» |
|
|
8. |
Заместитель директора по научной работе «Музея истории российского кадетства», директор программ Фонда содействия кадетским корпусам, кандидат исторических наук полковник в отставке |
Гурковский Владлен Анатольевич |
Тема выступления: «Создание и развитие кадетского образования в современной России» |
|
|
9. |
Начальник отдела Образовательных учреждений Департамента кадровой политики МЧС России полковник внутренней службы |
Стебунов Сергей Викторович |
Тема выступления: «Перспективы развития кадетского движения в Российской Федерации на примере работы в данной сфере в МЧС России» |
|
|
10. |
Начальник отдела поддержки этно-культурной спецификации и особых форм образования Департамента Государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации |
Ермакова Светлана Даниловна |
Тема выступления: «Перспективы развития кадетского образования, как особой формы образо-вания в Российской Федерации. О государственном стандарте кадетского образования: основные требования и компетенции» |
|
|
11. |
Председатель Правления Ассоциации Российского кадетства, Директор «Музея истории российского кадетства», Сопредседатель координационного совета по патриотическому воспитанию некоммерческих организаций Москвы |
Антипов Николай Гурьевич |
Тема выступления: «Кризисные явления в системе кадетского образования. Пути и методы их преодоления» |
|
|
12. |
Заместитель начальника Федерального Государственного казенного образовательного учреждения «Московское Суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерации по воспитательной работе полковник |
Проценко Владимир Филиппович |
Тема выступления: «Суворовская военная школа как сложивша-яся система подготов-ки и воспитания офицерского корпуса России с детства: на примере и опыте Московского Суво-ровского военного училища. О подборе и подготовке кадров для системы кадетского образования в России» |
|
|
13. |
Председатель Совета старейшин, Главный старейшина Всероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», выпускник Тбилисского НВМУ генерал-лейтенант |
Чиковани Владимир Окропиро-вич |
Тема выступления: «Кадетское образование как система подготовки и воспитания служилого слоя России с детства» |
|
|
14. |
Вице-председатель Всероссийского союза кадетских объединений «Открытое Содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», Председатель Региональной ветеранской благотворительной общественной организации «Московское содружество суворовцев, нахимовцев, кадет», выпускник Калининского Суворовского военного училища полковник |
Лавринец Юрий Михайлович |
Тема выступления: «Кадетское движение России, как самая патриотическая, профессиональная и дееспособная часть гражданского общества России» |
|
|
15. |
Руководитель Межрегионального объединения «Суворовско-Ушаковские сборы» |
Кононенко Александр Львович |
Тема выступления: «Роль объединений кадет в рамках совре-менного молодёжного военно-патриотиче-ского движения в формировании духовно-нравственных основ общества» |
|
|
16. |
Представитель Региональной ветеранской благотворительной общественной организации «Московское содружество суворовцев, нахимовцев, кадет» в Ивановской области, выпускник Московского Суворовского военного училища полковник |
Либер Валерий Эдуардович |
Тема выступления: «Кадетское образование в России в модели государственно-частного партнерства»;
|
|
|
17. |
Директор Музыкального кадетского корпуса Московского государственного института культуры |
Простаки-шин Сергей Борисович |
Тема выступления: «Кадетское образование в Музыкальном кадетском корпусе Московского государственного института культуры». |
|
|
18. |
Руководитель сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат социологических наук |
Белобородов Игорь Иванович |
Тема выступления: «Кадетское образование как неотъемлемая часть семейно ориентированной политики» |
|
|
19. |
Директор Государственного образовательного учреждения Тульской области «Первомайская кадетская школа» |
Корольков Сергей Михайло-вич |
Тема выступления: «О развитии Кадетского образования в Тульской области. Вопросы, подлежащие рассмотрению в целях дальнейшего его развития в Тульской области и в целом по России» |
|
|
20. |
Вице-президент Благотворительного Фонда Святого мученика Вонифатия |
Мезенцева Наталья Сергеевна |
Тема выступления: «Возрождение славных традиций служения отечеству» |
Тезисы выступления поступили 2 ноября 2015 года. |
|
21. |
Руководитель Синодального отдела Хабаровской епархии Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, настоятель Храма св. Александра Невского |
иерей Василий Диденко |
Тема выступления: «Православная русская культура, как основа кадетского образования и воспитания в России. Опыт работы православного центра кадетского православного воспитания в г. Хабаровске» |
|
|
22. |
Председатель Региональной общественной организации «Московские суворовцы», выпускник Московского Суворовского военного училища полковник |
Нестеров Дмитрий Владимиро-вич |
Тема выступления: «Развитие кадетского образования в России. Проблемы и пути их решения» |
|