О текущей работе Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по кадетскому образованию
23 июня 2016 года в Москве под руководством первого заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Третьяк Натальи Владимировны состоялось совещание руководителей рабочих групп (РГ) Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию (Совет).
В работе совещания участвовали:
- Владимиров Александр Иванович – Почетный председатель Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», заместитель председателя Совета, руководитель рабочей группы №1 – по разработке Концепции кадетского образования в РФ;
- Тараданова Ирина Ивановна – заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, член Совета, руководитель рабочей группы №2 – по обоснованию изменений в действующее законодательство;
- Иванова Валентина Николаевна – ректор Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), член Совета, руководитель рабочей группы №3 – по обоснованию изменений в федеральные государственные образовательные стандарты в части кадетского образования;
- Ермакова Светлана Даниловна – начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, ответственный секретарь Совета, руководитель рабочей группы №4 – выработка предложений по разработке примерной основной образовательной программы основного общего образования, интегрированной с программами дополнительной (довузовской) подготовки кадет к военной, правоохранительной или гражданской государственной службе, включая службу российского казачества;
- Нестеров Дмитрий Владимирович – председатель Региональной общественной организации по содействию объединению ветеранов и выпускников Московского суворовского военного училища и развитию кадетского движения «Московские суворовцы», член Совета.
С докладом о проделанной работе за 6 месяцев (январь-июнь с.г.) и текущей деятельности выступил заместитель председателя Совета А.И. Владимиров.
В докладе отмечено:
- оперативное создание и организация работы экспертных Рабочих групп Совета;
- продуманное планирование и полное взаимопонимание в работе общественного экспертного сообщества и ведущих специалистов Минобрнауки России (в частности, проведено: 4 заседания и 6 рабочих встреч РГ по Концепции кадетского образования);
Непосредственно в работе участвуют:
Русская Православная Церковь (Синодальный отдел религиозного образования и Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством);
Президиум Всемирного Русского Народного Собора;
Представители Российского казачества;
Ветераны-суворовцы и экспертный актив Кадетского общественного движения;
Наиболее активны специалисты, представляющие МЧС, Погранслужбу ФСБ, Следственный комитет России, Казачество;
Решению задач, стоящих перед Советом и РГ, заинтересованно содействуют организаторы кадетского образования, педагоги, эксперты и активисты Кадетского движения из: Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Екатеринбурга, Твери, Калининграда, Иваново, Московской области, Республики Беларусь;
Работа отражается на трех суворовских сайтах;
Наступает осознание важности нашей работы в Минбороны России.
На данном этапе:
Принята структура Концепции, по которой определены персональные задачи исполнителям и начата работа по базовому тексту документа;
Определяются основные аспекты проекта базового документа (цели, задачи, структура кадетского образования, понятийный аппарат – в главном);
Отмечается высокая общественная активность. Пример подают общественные палаты субъектов федерации (Санкт-Петербург, Ивановская область и др.), Кадетские общественные объединения и Советы выпускников Кадетских образовательных организаций.
Участники совещания обсудили предложения, изложенные в докладе:
Обратиться в Администрацию Президента России, Правительство Российской Федерации, Коллегию Министерства образования и науки Российской Федерации, с обоснованиями следующих предложений:
- о включении в Федеральную целевую программу развития образования «Проекта по разработке кадетских образовательных программ и их апробации в субъектах федерации на базе лучших Кадетских образовательных организаций».
- о разработке механизма и назначении государственного заказа (федерального, ведомственного и регионального уровня) по подготовке кадет и специалистов государственной службы в Кадетских образовательных организациях;
- о проведении в 2017 году апробации моделей деятельности образовательных организаций со специальными наименованиями (на базе лучших Кадетских корпусов Москвы, Казачьих кадетских корпусов и Кадетских корпусов субъектов федерации);
- о проведение постоянного информирования общественности и СМИ о деятельности Совета через специальный тематический раздел сайта Минобрнауки России, и периодическом проведении брифингов, пресс-конференций, распространении официальных пресс-релизов о текущих и перспективных мерах развития Кадетского образования в Российской Федерации;
- о согласованном проведении в ноябре – декабре 2016 г. общественно-государственных слушаний в Общественной палате Российской Федерации и общественных палатах субъектов федерации – о мерах по оказанию общественного содействия в реализации задач, стоящих перед Советом Минобрнауки России по кадетскому образованию
На совещании были намечены сроки и направления работы Совета, в том числе по выработке основных периодов (дат) Дорожной карты и основных мероприятий Совета до конца текущего года.
Этапы, сроки и мероприятия по развитию системы Кадетского образования
I этап: 2016– 2018 гг.
18-24 сентября 2017 г. в Твери планируется проведение V Общекадетского съезда, на котором в качестве одного из основных вопросов предполагается рассмотрение создания и развития системы Кадетского образования в Российской Федерации.
Кадетское общественное движение России рассчитывает на участие в работе съезда представителей руководства Минобрнауки России и членов Совета по кадетскому образованию, представляющих федеральные округа Российской федерации и субъектов федерации, имеющих устойчивые традиции качественного Кадетского образования.
2018 год - 75-летие образования Суворовских военных училищ
II этап: 2019 – 2025 гг.
2020 год – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Президентские (министерские, губернаторские) смотры Кадет России всех поколений и Кадетских образовательных организаций Российской Федерации;
2025 год – первый полный выпуск Кадетских образовательных организаций по новым государственным требованиям и законодательным нормам
В соответствии с Планом работы Совета на 2016-2018 годы –
- предложено регулярно планировать выездные заседания и обобщение лучшего опыта Кадетского образования в субъектах федерации;
- в период с 1 июля по 31 декабря 2016 г. – подготовить установленным порядком техническое задание и провести конкурс на разработку Модели деятельности Кадетской образовательной организации;
В этой работе учесть научно-методический опыт Первого казачьего университета, реализованный в разной степени в 27 Казачьих Кадетских корпусах России;
- август 2016 г. – Педагогическая конференция в Ульяновске – представление Концептуальных основ кадетского образования Российской федерации
- сентябрь с.г. – внести проект Концепции кадетского образования на обсуждение в Общественной палате Российской Федерации
- октябрь 2016 г. – очередное заседание Совета;
- в период с 1 января по 31 декабря 2017 г. в нескольких лучших Кадетских образовательных организациях в разных субъектах федерации провести апробацию названной модели с целью внедрения основных образовательных стандартов с военной составляющей и предпрофильными (не типовыми) образовательными программами среднего образования
Рекомендовать Совету обсудить и принять решение о включении в государственную Программу патриотического воспитания Всероссийской акции «Национальная премия лучшему кадету, суворовцу, нахимовцу России» (на примере проводимого в течение 5 лет конкурса «Лучшему кадету и суворовцу города Москвы»).
Рекомендуем членам Совета и его Рабочих групп принять личное участие в августовских Педагогических конференциях и собраниях, на которых представить педагогическому сообществу страны для обсуждения базовые положения проекта Концепции кадетского образования в Российской Федерации.
О предложениях участников августовских Педагогических конференций просим информировать Рабочую группу по разработке Концепции кадетского образования в Российской Федерации.
С уважением,
Заместитель председателя Совета Министерства образования и науки РФ по кадетскому образованию, руководитель Рабочей группы по разработке Концепции кадетского образования в Российской Федерации, Почетный председатель Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России», генерал-майор
А.И. Владимиров
Приложение
Тезисы и предложения,подготовленные А.И. Владимировым к совещанию руководителей Рабочих групп Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию под руководством Первого заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк
23 июня 2016 года
1) Во-первых, уважаемые дамы, мы ощущаем душой и сердцем Вашу профессиональную поддержку, а часто и искреннюю женскую надежду на кадет разных поколений в нашей общей работе по решению сложных системных задач, стоящих перед Советом по кадетскому образованию и его Рабочими группами.
Кадетское общественное движение России, Советы выпускников, наши общественные организации восприняли Приказ Министерства образования и науки № 618 от 25 мая с.г. как руководство к действию.
Создание и начало деятельности нашего Совета вызвало неформальную заинтересованность у начальника Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ генерала армии Герасимова Валерия Васильевича (кстати, выпускника Казанского СВУ). Во время личной встречи с ним в марте с.г. мы советовались по конкретным возможностям кадетского образования и его перспективам.
Суворовцы, нахимовцы, кадеты разных поколений представлены в Совете по кадетскому образованию и активно трудятся во всех 5-ти Рабочих группах.
Это знающие дело специалисты – с богатым жизненным и профессиональным опытом (в прошлом и настоящем) – в самых различных областях государственной, экономической и общественной жизни. По всей стране кадеты-ветераны откликаются конкретным делом, своими глубокими мыслями и взвешенными предложениями.
Безусловно, вопросы Кадетского образования займут центральное место на
Пятом съезде кадет России, проведение которого готовится в Твери осенью будущего 2017 года. Почтем за честь и будем рады Вашему участию, уважаемая Наталья Владимировна, в нашем кадетском форуме.
Итак, 28 апреля с.г. на базе Первого казачьего университета, с активным участием Российского казачества, состоялся установочный сбор участников Рабочих групп.
26 мая с.г., как и планировали, Рабочие группы обсудили и приняли за основу Структуру проекта Концепции кадетского образования Российской Федерации.
Еще один отрадный пример – внимание к нашей работе Попечительского совета Московского СВУ (председатель – Иванов Игорь Сергеевич, выпускник МсСВУ1963г.- известный стране и миру государственный деятель Российской Федерации, Герой России).
Во всех федеральных округах позитивно восприняты открывающиеся возможности – под эгидой Совета выйти на комплекс рекомендаций и решений – по приведению существующих Кадетских образовательных организаций в эффективную педагогическую систему обучения и воспитания будущих государственных служащих России.
В связи с вышесказанным особо воспринята нами Речь и пасторское наставление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, обращенное ко всем кадетам России (на Поклонной горе 6 мая с.г.).
Одним словом, наш «пар не должен уйти в свисток», а «гора родить мышь».
Повсеместное государственное и общественное внимание обязывает нас к тесному взаимодействию и плодотворной работе.
2) Во-вторых, приходит осознание того, что совершенствуя кадетское образование, мы заботимся об историческом будущем нашей России.
Демографы делают жесткие прогнозы о том, что доля пожилой части нашего народа растет, и будет только увеличиваться (уже сейчас пенсионеры – на уровне 40 млн чел., а вместе с нетрудоспособным населением, нуждающимся в социальной защите и опеке – это уже треть населения страны, через 20-30 лет ситуация будет гораздо драматичнее).
Поэтому через кадетское образование передовой части нашей молодежи во многом предстоит определять «кадровую» судьбу страны и формировать основы национальной элиты российского народа и государства.
Кадетское образование как органическая часть общего среднего (и среднего профессионального) образования, одновременно является важной частью Государственной кадровой политики и системы государственной службы Российской Федерации.
Это, образно говоря, и есть та «печка», от которой мы «вытанцовываем» в определении Концептуальных основ кадетского образования современной России первой половины XXI века.
По сути, мы закладываем «плодоносящий сад», где ежегодно вызревает уникальный «педагогический урожай» - несколько тысяч кадет, обогащенных духовно и нравственно, развитых интеллектуально и физически, с детства достигающих неотъемлемого святого Права гражданина России – безупречно служить Отечеству на поприще государственной службы.
3) В-третьих. Думаю, это важно, чтобы помимо информирования Вас о текущей работе и оперативных действиях, мы всякий раз - на новом рабочем отрезке деятельности Совета, - вместе осмысливали наиболее емкие идеи, предложения и возникающие коллизии.
Например, сейчас мы констатируем некоторые желания иметь свое "удельное местечковое" кадетское образование...
Кадетское образование – едино в фундаментальных принципах, идеологии, этике и педагогике.
Однако, безусловно, кадетское образование имеет профильные и этно-исторические компоненты: казачий, военный, морской, правоохранительной и гражданской государственной службы. В 21 веке добавляются авиационно-космический и инженерно-конструкторский компоненты...
Притом, что, исторически и, по сути, абсолютно правомерно и успешно действуют различные Кадетские корпуса - военные, морские, казачьи.
Но ведь нет, и, полагаем, быть не может "кадетского военного образования, кадетского морского образования, кадетского казачьего образования"...
На самом деле были, есть и будут развиваться: в Кадетском образовании - казачий компонент, и иные компоненты - военный, морской, авиационный, инженерный – по профилю конкретных Кадетских корпусов и видам государственной службы.
Другой пример говорит о происходящем сейчас процессе общего поиска вариантов по теме "кадетские" классы. Уже есть полная уверенность, что опираясь на вариативный и универсальный подходы – мы обязательно предложим практикующим педагогам «выбор» из нескольких взвешенных и приемлемых для классического кадетского образования решений.
В связи с этим, позволю себе, привести письмо Председателя «Санкт-Петербургского союза суворовцев, нахимовцев и кадет» капитана 1 ранга Антона Грязнова:
«Коллеги! Сегодня я встречался с ключевыми представителями руководства Комитета по образованию СПб в рамках деятельности Рабочей группы по кадетскому образованию при Общественной палате СПб. Удалось согласовать позиции и обозначить взаимный интерес по кадетской тематике. Думающие и нацеленные на положительный результат образованные чиновники вселяют надежды на успех нашей общей миссии.
В частности, была высказана заинтересованность в необходимости нормативно-правовой регламентации с нашей помощью статуса кадетских классов, создаваемых в общеобразовательных школах. Несмотря на свою кадетскую "суррогатность", эти учебно-воспитательные подразделения выполняют важную социальную и воспитательную функцию. Отказывать им в таком праве и в такой важной миссии нецелесообразно.
Вместе с тем, с правовой точки зрения в рамках действующего законодательства эти "кадетские" классы находятся в подвешенном состоянии. Статья 86 ФЗ "Об образовании в РФ" регламентирует деятельность кадетских образовательных организаций, создаваемых Российской Федерацией и/или субъектами Российской Федерации. Мало того, что кадетские классы в этом перечне вообще не упоминаются. Но и создаются они совсем не субъектами РФ (например, не Санкт-Петербургом или не Ленинградской областью в лице соответствующих комитетов/департаментов образования), а простым внутренним решением самих же образовательных учреждений по согласованию с внутрисубъектными районными или муниципальными администрациями, на территории которых находятся.
Естественно, что в этом случае не существует никаких законных оснований требовать от таких "кадетских подразделений" (и школ) соблюдения ими программ подготовки обучающихся "к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества".
Таким образом (повторюсь), налицо насущная необходимость законодательного закрепления самого понятия "кадетское образование" (с учётом необходимости расширения его предназначения в интересах не только государственной, но и муниципальной службы, и деятельности в народном хозяйстве в интересах государства), а также расширения и "ранжирования" перечня кадетских учебных заведений (подразделений).
И это лишь одна из существующих проблем, в решении которой с нашей помощью заинтересован конкретный региональный орган исполнительной власти.
С уважением, А.Грязнов»
4) В-четвертых. О стратегическом взаимодействии Юнармии и Кадет России
Мы солидарны в том, что в общей работе по воспитанию российской молодежи, Кадеты-ветераны и юные суворовцы, нахимовцы, кадеты – воспитанники Кадетских образовательных организаций – это наставники и соратники юнармейцев из нового военно-патриотического движения школьной молодежи «Юнармия».
Кадеты младших классов – вместе играют и по-товарищески соревнуются со школьниками-юнармейцами.
Кадеты старших классов – это:
- пример для всех юнармейцев страны,
- старшие товарищи и братья по духу и помыслам,
- умелые инструктора на полевых занятиях и тренажерах,
- справедливые судьи на соревнованиях, смотрах и конкурсах.
И наконец, общие организационные предложения и просьбы:
- логично будет в августе еще раз собраться составом руководителей Рабочих групп (или их заместителей) накануне проведения в Ульяновске годовой Педагогической конференции;
- очередное заседание самого Совета по кадетскому образованию готовить заранее и провести в октябре с.г.
- Совещание Минобрнауки России с руководителями департаментов образования субъектов Федерации по вопросу кадетского образования в Российской Федерации готовить и провести в ноябре-декабре текущего года.